Ангел
Игра в женский роман
Angel
Великобритания, Бельгия, Франция, 2007
Режиссер Франсуа Озон
В ролях Майкл Фассбендер, Ромола Гараи, Шарлотта Рэмплинг, Люси Расселл, Сэм Нилл
(дублированный), 134 мин.
Англия, начало прошлого века, бойкая школьница Энджел Деверелл (Гараи) живет с мамой, которая держит бакалейную лавку в провинциальном городке, и исписывает тетрадь за тетрадью чрезвычайно волнующей прозой. Девочка убеждена, что ее ждет литературная слава, — и нисколько не удивляется, когда пожилой издатель (Нилл) вдруг соглашается опубликовать ее дебютный роман. Дальше — сенсационный успех, богатство, светская жизнь, приобретение особняка под названием «Рай», фанатичная поклонница (Расселл), превратившаяся в служанку, и любовь с ее братом-художником, и война, и измена, и горечь — одним словом, все, о чем только может мечтать бойкая школьница в провинциальном городке.
Может и мечтает: самая очевидная интерпретация «Ангела» состоит в том, что реальность — лишь начало фильма, а основное его действие — фантазии героини. Озон ясно не дает понять, так это или не так. Да, впрочем, это и не очень важно, «Ангел» не «Бассейн». Отстранившись от материала, режиссер слишком явно предал бы Энджел — между тем смысл фильма как раз в его амбивалентности. Озон вроде бы и пародирует китчевую женскую прозу, а вроде бы и искренне ею заворожен. Нарочито злоупотребляет розовым — но, кажется, и впрямь считает его не худшим из цветов. В бесстыжести сила Озона, но в ней же и его слабость: два с лишним часа — слишком долгий срок, чтобы странное восхищение (в смысле «ну дает») не сменилось усталостью (в смысле «о’кей, но сколько можно»). «Ангел», поставленный по роману некой английской писательницы по имени Элизабет Тейлор, — «Унесенные ветром» минус ветер; кремовый торт с сердечками и соответствующими надписями — кусок вкусно, а после двух уже тошнит. Виртуозно стилизуя бездарность, Озон увлекается — да так, что под конец, кажется, начисто забывает, что сам он, вообще-то, довольно талантливый.
Станислав Зельвенский, 20 июня 2007
отсюда